28 июля 2013 года Марианне Вертинской исполнилось 70 лет. Впервые после долгого молчания она согласилась дать откровенное интервью.
Марианна Вертинская – зеленоглазая богиня, актриса, звезда. Судьба подарила ей потрясающих родителей, а они одарили свою дочь космическим именем, фантастической внешностью, летящим, непредсказуемым характером и магической силой притягивать к себе людей. На нее оглядывалось все мужское население Москвы, а женская половина мечтала быть на нее похожей. Но другой такой Марианны Вертинской не было.
Все началось с Кати Барташевич из фильма "Високосный год". Потом была Аня из "Мне двадцать лет", Вероника из "Города мастеров" и Таня из "Его звали Роберт". Были другие фильмы и другие роли. Но для близких Марианна Вертинская просто Марья, Марьяна или Маша, женщина, наделенная самым главным и обезоруживающим талантом – любить и быть любимой. В истории ее успеха именно эта роль оказалась самой талантливой и самой главной.
Марианне Вертинской едва исполнилось 20, когда ее пригласили сниматься в культовом фильме 60-х "Мне двадцать лет". Режиссеру Марлену Хуциеву потребовалось лицо не социальной героини, не спортсменки-комсомолки, а просто красавицы, нашей современницы, глядя на которую хотелось любить, мучиться, сходить с ума и все-таки надеяться на самое лучшее. Он нашел такую космическую девушку в училище имени Щукина и сразу пригласил сниматься.
Интерес к актрисе подогревало еще и то, что она дочь знаменитого шансонье Александра Вертинского и красавицы Лидии Циргвавы, актрисы и художницы, которая родилась в Харбине. Сама Марианна появилась на свет в Шанхае и в возрасте трех месяцев была привезена в Россию. Через год в Москве у нее появилась младшая сестренка, а у зрителей – еще одна будущая звезда Анастасия Вертинская.
Во время съемок фильма "Мне двадцать лет" в одной компании с Марианной Вертинской оказались Андрон Кончаловский и Андрей Тарковский. Они снимались в массовке, в эпизодических сценах. Хуциеву не нужны были статисты, он не терпел фальши, поэтому собирал на площадке таких же 20-летних и амбициозных и разрешал им импровизировать. Фильм вышел на исходе хрущевской оттепели и произвел настоящий фурор. И по форме - впервые был использован прием субъективной камеры, и по содержанию - это была эротика.
"Эта картина в моей судьбе знаковая, - отмечает Марианна Вертинская. - И не только потому что я сыграла в замечательном фильме, а потому что я познакомилась с огромным количеством интереснейших людей".
Одним из таких интереснейших людей был Андрон Кончаловский. Марианна влюбилась впервые и очень серьезно. Их отношения с Андроном обсуждала вся киношная тусовка. Друзья гадали: войдет ли Марианна в известную московскую семью, породнятся ли два великих клана – Михалковых и Вертинских?
Андрей Михалков-Кончаловский написал потом в своей книге "Низкие истины": "Марианна курила, что мне не нравилось, вела неспортивный образ жизни, что мне тоже не нравилось, была очаровательна, что мне очень нравилось. Она была вся такая легкая, непредсказуемая, небесная. Уже надвигался на меня поезд, называемый "женитьба", уже стали об этом поговаривать. В моих же планах этого не было". У Марианны Вертинской своя версия того, как и почему закончился этот роман: "Если почитать воспоминания Андрея Сергеевича Кончаловского, там смена идет с определенного момента через каждые три месяца. Если бы даже я была его женой, я была бы там восьмая, третья с хвоста. Мне это амплуа совершенно не светит".
Это сейчас с позиции опыта можно найти спокойное и мудрое объяснение первой неудачи в любви. Но в молодости предательство всегда как глобальная катастрофа. Марианна очень переживала. Но нашелся тот, кто смог ее утешить и даже заставил Андрона поревновать: Андрей Тарковский. Роман развивался бурно, дело уже шло к свадьбе, хотя Тарковский на тот момент был все еще женат на другой актрисе – Ирме Рауш. Но если бы Марианна только захотела, если бы дала понять, что тоже готова ради Андрея на все, наверное, их жизнь с Тарковским сложилась бы по-другому. Наверное, но…
"Когда он заговорил о том, что, может быть, нам пожениться, я подумала, что не потяну его, - признается Марианна Вертинская. – Андрей был человеком очень сложным и очень серьезным, и нужно было быть для него частично мамой, частично няней".
На пике этой увлеченности Тарковский даже предложил Марианне сыграть роль дурочки в своем фильме "Андрей Рублев". Марианна подумала и отказалась. Роль досталась Ирме Рауш. Отъезд Тарковского за границу многие его друзья восприняли как отчаянный и трагический шаг. И даже попытались упрекнуть в этом Марианну. Мол, выйди она за него замуж, он бы не уехал.
В 1965 году снимался фильм-сказка "Город мастеров". Вертинская в роли прекрасной леди Вероники царила на площадке. Оператором был Александр Княжинский. За его спиной шли горячие споры: устоит или нет этот сдержанный и неприступный красавец перед чарами Марианны? Он не устоял. Их отношения продлились около двух лет, они расстались хорошими друзьями. А потом почти через 30 лет Марианну пригласили сниматься в фильме "Женщина в море". Она было отказалась, но ей сообщили, что звонят по личной просьбе Александра Княжинского и что он сам будет снимать. И тогда она согласилась.
Съемки проходили под Ялтой. Марианна захватила с собой несколько красивых купальных костюмов, переоделась и отправилась на кастинг к оператору. Но оказалось, что купальники не потребуются: сниматься надо было в обнаженном виде.
Фильм "Женщина в море" вышел в начале 90-х и особого впечатления не произвел, как и многие фильмы того провального для кино времени. Сама Марианна расценила съемки как провокацию, отважный эксперимент: просто хотела проверить, в хорошей ли она творческой и физической форме. Зрители убедились: даже в возрасте далеко за 40 Марианна Вертинская выглядит на все сто - превосходно!
"У меня большинство друзей – художники. У меня мать художница тоже. И я привыкла позировать, меня много кто писал", - замечает Марианна Вертинская.
"Маша - муза, богема" – так говорили о Вертинской сами художники и добавляли, что в наследство от родителей Марианне достался потрясающий ген красоты. Ей даже сама королева московской богемы Белла Ахмадулина стихи посвящала. В гостеприимном доме Беллы и Бориса Мессерера Марианна познакомилась еще с одним художником и архитектором – Ильей Былинкиным. Он влюбился в нее, как и все. Но Марианна не просто ответила взаимностью - она вышла за Илью замуж. В браке родилась дочка Саша.
Они прожили с Ильей вместе шесть замечательных, долгих и таких обидно коротких лет. Повторить историю счастливого брака своих знаменитых родителей у Марианны не получилось. Они с Ильей развелись.
Потом в жизни Марианны появился Гоша, великолепный Георгий Рерберг, оператор от Бога, умный, ироничный. Рерберг был одержим. Ни на шаг не отпускал от себя Марианну, ездил за ней на съемки, лично проверял камеру, свет, достаточно ли хорошо его любимая женщина смотрится в кадре. Он все контролировал и держал в своих руках. А однажды во время съемок фильма "Капитан Немо" спас жизнь Марианне. Во время дубля у нее от прибора нагрелась и загорелась фата. И он сорвал с нее эту фату раньше, чем успели скомандовать "стоп!".
"Он необычайно талантливый, чувственный, гениальный оператор, - говорит Марианна Вертинская, - но жить с ним было очень трудно. Он дрался, приказывал. Под конец я не выдержала, поняла, что у меня "крыша поедет"".
Вообразить, что в семье Вертинских папа замахивается на маму или лупит своих непослушных доченек, – такое и в страшном сне нельзя было представить. Какая уж тут любовь? Еще одна семейная модель не вписалась в жизнь Марианны. Пока обезумевший Рерберг разыскивал Вертинскую с ножом по всей Москве, друг Марианны, актер Борис Хмельницкий прятал ее у себя в квартире.
Так сводить с ума могла только Марианна Вертинская. Каждый ее новый мужчина становился спасителем, пока сам не превращался в жертву. То же произошло и с Борисом Хмельницким. Марианна забеременела, они поженились, родилась дочка Даша.
Жизнь Марианны Вертинской больше похожа на кино, полное мистики и неожиданных совпадений. Ее мама Лидия Владимировна назвала свою дочь Марианной в честь возлюбленной Робин Гуда из голливудского фильма, который бегала смотреть еще девчонкой в Харбине. Удивительно, но именно Борис Хмельницкий сыграл потом роль Робин Гуда в советской версии фильма. Именно Борис Хмельницкий стал вторым мужем Марианны. Что это, случайность или закономерность судьбы?
Спасительный брак с Хмельницким продлился три года и закончился разводом. Марианна считает, что виновата в этом она сама:
"Когда он меня спасал от Рерберга и так далее, я ощутила мужскую руку. А потом как-то… влюбленности моей, наверное, не хватило".
Но есть еще одна версия, мистическая, почему этот союз распался. Борис Хмельницкий сыграл роль Воланда в спектакле "Мастер и Маргарита" Театра на Таганке. Случайность? Совпадение? Но через какое-то время супруги действительно расстались. А как замечает дочка Марианны Дарья Хмельницкая, "это известный факт, что не надо участвовать в "Мастере и Маргарите", потому что что-нибудь с вами произойдет".
Когда родители развелись, трехлетняя Даша осталась жить с отцом и его родителями. В 13, когда не стало бабушки и дедушки, детство закончилось – всю ответственность по дому и хозяйству Даше пришлось взять на себя. Отец давал ей деньги на ремонт и был уверен, что она со всем справится. Марианна предлагала девочке переехать к ней, но она хотела жить с папой. Когда Даше только-только исполнилось 30 лет, папы не стало. С его тяжелым недугом они боролись вместе до последнего дня. Отец смешил свою Дашу, свой "Божий дар" - не зря же он так ее назвал! – забавными анекдотами, а дочь старалась улыбаться и не плакать. Она вышла из этого испытания повзрослевшей, сильной и мудрой. Сегодня она сама мама, растит дочку Анечку.
А Марианна Вертинская в третий раз вышла замуж. Ее избранником стал югославский бизнесмен Зоран Казимирович, на 10 лет ее моложе. Этот брак продлился целых 13 лет. Расстались, как говорит Зоран, из-за детей: он очень хотел ребенка, а Марианна, у которой уже было двое, не слишком стремилась заводить детей.
"У нас был очень сильный роман, он меня очень любил, и я его тоже любила, как всех моих мужей", - говорит Марианна Вертинская.
"Союз без секса" - так назывался фильм, в котором Марианна Вертинская снялась в 2004 году. От первого знакового "Мне двадцать лет" до второго такого же знакового и яркого прошли все 40. У режиссера фильма Ольги Музалевой не было сомнений, кто должен играть главную роль. Только Марианна Вертинская. Нужна была актриса с яркой женской историей, большим опытом и которая, несмотря на возраст, продолжала бы держать в большом эмоциональном напряжении мужчин вокруг себя.
Фильм снимали на даче в Переделкино, той самой даче, которая осталась жене и дочерям в наследство от Александра Николаевича Вертинского. Мебель, картины, приглушенная пастель стен – все настоящее, как и сама атмосфера дома. Но самое главное – Марианна Вертинская. Ей удалось очень точно и иронично передать в главной героине себя, свое отношение к мужчинам, любви и жизни.
"Мы загораемся, возбуждаемся от каких-то непонятных, ежеминутных вещей, которые, как искра, выжигают, воспламеняют", - говорит Марианна Вертинская.
Эдуард Трухменев, актер, исполнивший главную роль в фильме, внешне чем-то напоминал Георгия Рерберга. Впрочем, в этом собирательном образе точно так же могли воплотиться черты и других известных Марианне мужчин. Каждому из них она хотела отправить с экрана свое послание. "Я так не специально делаю. У меня такой характер, я действительно импульсивный человек", - подчеркивает она.
"Союз без секса" успел посмотреть Борис Хмельницкий. Этот фильм вызвал у него очень сильные ответные эмоции. "В конце, когда Марианна Александровна идет с палочкой по дачной дорожке, он заплакал, - рассказывает Ольга Музалева. – Он стал звонить дочери и говорить: "Ну это, когда Маша идет с палкой – это…", - и дальше говорить не мог".
Авторы фильма о Марианне Вертинской пытались взять интервью у ее младшей сестры Анастасии Александровны. Но так и не смогли. В ответ услышали очень вежливый, но твердый отказ. Оказывается, сестры поссорились. И даже предстоящий юбилей Марианны Александровны их не примирил, и даже попытки Саши, Даши и Степы, детей Марианны и Насти, как-то повлиять на эту трудную ситуацию изменить ее не смогли.
"Я думаю, что у нее очень сильный характер, и у меня тоже сильный характер. Но просто у нас абсолютно разные характеры: она больше по характеру в маму, а я – в папу", - говорит Марианна Вертинская.
Марианна Вертинская относится к той удивительной категории женщин, которые с годами не переходят в возраст бабушек-старушек. Один из близких ей людей как-то сравнил Марианну с картиной Магритта: лицо, а за ним сквозь дыры глаз небо просвечивает. С тех пор почти ничего не изменилось. Только к пленительной красоте юности добавилась и расцвела красота настоящей женщины. И пусть Марианна Вертинская совершала ошибки, разводилась и столько раз сводила мужчин с ума, то небо, которое так к ней влекло, осталось. А все пережитое подняло ее со временем до высоты и уровня настоящей актрисы. Ее таланта, красоты и самоиронии на экране нам так сейчас не хватает.
Смотрите оригинал материала на
http://www.1tv.ru/documentary/fi=8088